Школа Активного Гражданина

ШАГ виртуальный альбом

31.05.2024

Рекомендации по реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2024/2025 учебном году

 

Концепция республиканского
информационно-образовательного проекта
«Школа Активного Гражданина» в 2024/2025 учебном году


В учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году будет продолжена реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (далее – проект «ШАГ») для V–VII, VIII–XI классов.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определены содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках классных и информационных часов, тема и содержание которых будут определяться классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Координацию соответствующей деятельность осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности, включая представителей родительской общественности, детских и молодежных общественных объединений.


В 2024/2025 учебном году реализацию информационнообразовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для VIII–XI классов предлагаем продолжить под девизом «Время выбрало нас, молодежь выбирает Беларусь!». Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца). Академия образования продолжит практику разработки информационно-методических материалов для реализации проекта. Материалы будут ежемесячно размещаться на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/ Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII–XI классов: информационные
материалы, презентации).

Ключевой идеей тематических мероприятий является продолжение дискуссии с учащимися о самоопределении в жизни, знакомство с представителями молодежи, занимающими активную гражданскую позицию, достигшими определенных успехов в профессиональной и общественной жизни. Молодость – это фундамент, на котором строится дальнейшая жизнь. Основная цель мероприятий проекта «ШАГ»: помочь молодым людям найти свое место в обществе, научиться приносить пользу людям, своей стране, реализовать себя, выстроить жизненную перспективу. При проведении мероприятий проекта следует сохранить логику поэтапного представления, обсуждения информации, а также форму
организации работы. С учетом 100-летия белорусского кино (17 декабря 2024 г.) при подготовке к мероприятиям проекта «ШАГ» следует организовать просмотр отечественных документальных и художественных фильмов, соответствующих предложенной тематике мероприятий, с их последующим обсуждением. Также при подготовке вышеназванных мероприятий особое внимание следует уделить мероприятиям, посвященным 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 80-летию Великой Победы советского народа в Великой
Отечественной войне.
Инициативная группа может использовать различные цифровые технологии, сервисы и инструменты, позволяющие активизировать учащихся: веб-квест, кроссворд, викторина, презентация, лента времени, интеллект-карта, мультимедийный репортаж, инфографика, игра, ребус, коллаж, постерный доклад, облако слов, интерактивный рабочий лист, QR-код и др.
ШАГ 1 предлагаем проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаём», где учащиеся познакомятся с лучшими представителями белорусской молодежи, известными во всей стране, актуализируют знания о соответствующей сфере деятельности (примерная тематика представлена в Приложении).
В ШАГе 2 будет организовано знакомство учащихся с земляками – лучшими представителями молодежи своего региона, которые реализовали себя в соответствующей сфере деятельности. Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно
учащимися и учителями. ШАГ 2 может быть проведен с приглашением выбранных молодых людей в виде брифинга1 или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»2. При отсутствии такой возможности
инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий (пара ведущих, например, педагог и учащийся либо юноша и девушка) организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В ШАГе 3 ведущий подводит итоги, организует рефлексию. По результатам каждого мероприятия проекта «ШАГ» учащиеся совместно с педагогами будут создавать «Дерево идей и инициатив» в традиционном или цифровом исполнении с использованием схем, диаграмм, таблиц, рисунков, иных элементов инфографики, фотографий и рисунков с указанием идей, предложений, действий по теме проводимых мероприятий и обязательным размещением на сайте учреждения образования в соответствующем тематическом разделе. С этой целью можно использовать технологии мультимедийного лонгрида, скрайбинга и др.
По результатам проведения итоговых мероприятий проекта (май 2025 г.) следует подготовить обобщенную «Карту идей и инициатив», разместив ее на сайте учреждения образования. Лучшие «карты» (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию)облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. Соответствующие ссылки должны быть направлены в Академию образования на электронный адрес vospit_nio@adu.by до 31.05.2025 г. На основе данной информации будет создана виртуальная карта «Наши идеи – для родной Беларуси» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с лучшими материалами учреждений образования всех регионов.
Для повышения качества подготовки мероприятий проекта «ШАГ» районным (городским) отделам и управлениям образования совместно с главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов (комитетом по образованию Мингорисполкома) целесообразно проводить: Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. В основе технологии – проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала
«Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

При подготовке и проведении мероприятий республиканского проекта «Школа Активного Гражданина» можно использовать материалы изданий «Я – гражданин Республики Беларусь», «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты», «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги», «Детям о выборах: просто о главном», «Детям о Конституции: просто о главном», «Выборы. Будущему избирателю» и др

свернуть

Технология «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

Единый день информирования для обучающихся проводится каждый четвертый четверг месяца под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».

Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства (подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).

Технология реализации: 9 ток-шоу, (открытый диалог) для параллели классов (9-х, 10-х, 11-х) под общим названием «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» (в основе – технология телевизионного шоу «Сто вопросов к взрослому» (программа стала Победителем «ТЭФИ-2007» в номинации «Программа для детей»); элементы еженедельного интервью-проекта Белтелерадиокомпании «24 вопроса»).

 

«ШАГ»

«Школа Активного Гражданина»

Форма работы

Организационные особенности

ШАГ 1

Сентябрь

 

 

 

 

Ток-шоу

«100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

«Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии» – это мероприятие для учащихся в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы учащиеся, находящиеся в аудитории. Содержание вопросов обусловлено тематикой дня информирования (например, обсуждается общественно-политическое событие или подготовка к нему).

Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счётчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

ШАГ 2

Октябрь

ШАГ 3

Ноябрь

ШАГ 4

Декабрь

ШАГ 5

Январь

ШАГ 6

Февраль

ШАГ 7

Март

ШАГ 8

Апрель

ШАГ 9

Май

Технология организации и проведения ток-шоу «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии»

  1. Планирующий этап:
  • приглашение на единый день информирования определенной персоны;
  • определение целей мероприятия (в соответствии с темой единого дня информирования для учащихся).
  1. Подготовительный этап:
  • определение места и времени проведения мероприятия, состава его участников; назначение модератора (ведущего) мероприятия, лиц, ответственных за его организацию;
  • информирование участников о предстоящем мероприятии (размещение информации на сайте учреждения образования, на стендах в учреждении и др.);
  • подготовка участниками мероприятия вопросов приглашенному лицу (назначение ответственных за сбор вопросов, осуществление сбора вопросов, их дифференциация и отбор с учетом темы мероприятия);
  • подготовка видеоролика (презентации) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….»; изготовление информационных материалов с названием темы мероприятия и места его проведения; проработка других технических и организационных вопросов.
  1. Проведение ток-шоу (45 минут)
  • во вступительном слове при открытии мероприятия ведущий (модератор) представляет его участников и оговаривает регламент для постановки вопросов (одновременно можно задать не более одного вопроса; вопрос должен формулироваться кратко, конкретно и однозначно) и ответов;
  • участники знакомятся с видеороликом (презентацией) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….»; либо (по предварительной договоренности с гостем) используется прием «Одна минута» (рассказать о себе аудитории за одну минуту);
  • модератор оглашает тему для обсуждения, кратко ее комментирует, предоставляет слово гостю для краткой информации по обсуждаемой теме (до 10 минут, в зависимости о количества подготовленных учащимися вопросов);
  • в ходе мероприятия модератор поочередно предоставляет право участникам задать свой вопрос; следит за соблюдением регламента мероприятия и предупреждает участников о его окончании, предоставляя возможность задать «два последних вопроса»;
  • завершая мероприятие, модератор оглашает результаты «счетчика вопросов», благодарит присутствующих и предоставляет приглашенному лицу право озвучить лучший заданный вопрос.
  1. Заключительный этап
  • подготовка фотоотчета о проведении мероприятия и размещение его на сайте учреждения, освещение мероприятия в школьных СМИ.

Дополнительная информация

Достоинства ТОК-ШОУ:

  • обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
  • ведущий (модератор) направляет обсуждение в единое русло в соответствии с заявленной темой;
  • мнения взрослых не навязываются учащимся, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе обсуждения, разговор натолкнет учащихся на размышления, поиск истины;

особая роль ведущего (модератора): он помогает правильно адресовать вопросы; задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников; комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.

свернуть
26 сентября, четверг

ШАГ 26 сентября 2024 года

подробнее...